2012 год интервью журналу На двух колёсах (Москва)

1.А как вообще пришла идея выступать на байк-шоу? Площадок и мероприятий на свете немало, почему именно Малоярославец?

Малоярославец нам всегда нравился и как место для отдыха, и как площадка. Поэтому, когда нас пригласили (уже не первый раз) — мы с удовольствием приехали и поиграть, и подышать воздухом, встретиться с друзьями и коллегами по творческому цеху, как говорится… Надо признаться, что времени так мало, что видеться удается как раз именно на таких мероприятиях.

Вообще, мы на любой байк-фест ездим с удовольствием. У меня лично это связано с тем, что все детство я провел на мотоцикле. Ездил чаще, чем ходил)))

2.Где еще можно увидеть группу «Белый шаман» живьем? Есть ли в планах выступления на открытом воздухе?

В последнее время у нас живые выступления делятся на три группы — акустические, тяжелый перформанс и электро. Акустику мы предпочитаем играть в маленьких клубах — в первую очередь в «Швайне». (Это наш второй дом, можно сказать)) Ближайшие наши выступления в этом клубе состоятся в конце июля и начале сентября.) А для тяжелых программ, вне всякого сомнения, больше подходят именно открытые площадки. Поэтому в начале сентября мы планируем поехать в Пушкино к ребятам из «Мотородни». Они наши старые и добрые друзья. Мы давно играем для них, когда они открывают или закрывают сезоны.

3.Слушая композиции «Белого шамана», обнаруживаешь даже в одном альбоме разнообразие стилей. Более того, одна и та же песня в разных записях может звучать настолько по разному, словно это кавер-версия, а то и самопародия 🙂 Более того, насколько я понял, группа вообще выступает в нескольких разных форматах: помимо того, что мы видели в Малоярославце, акустика и «камерный металл» с чтением стихов… Означает ли все это, что группа продолжает поиски стиля? Или наоборот, такое постоянное разнообразие во всем — это и есть неповторимый стиль «Белого шамана»?

Тут по порядку, Саш. Элемент самопародии всегда должен быть, мы его бережно храним. В противном случае есть риск, буквально после пары удачных выступлений необратимо скатиться в самодовольство и пафос. А это творческий паралич, а то и смерть. Мы очень стараемся смеяться над собой, и все наши самые ехидные, самые болезненно-ернические песни — это именно самоирония и самокритика.

Тут я бы даже сказал и наоборот — именно через самокритику и самоиронию лучше всего передается и все невеселое, отчего очень болит душа. Если я сегодня начну петь об одиночестве открытым текстом, это уже никого не тронет. Но когда я пою, как собираю жену из конструктора «Лего» — тут, мне кажется, об одиночестве сказано больше, чем в самой «одинокой» песне. Хотя тут не мне судить, а слушателю))

Что касается программы — я кратко уже рассказал, наши выступления делятся на три основные группы. Это связано как раз с тем, что мы не стремимся привязаться к одному какому-то стилю, который регламентирован от А до Я. Скажу больше того — мы декларируем, что работаем в относительно новом стиле «БЕТОН» скорее потому, что не хотим подпадать под довольно косные каноны тяжелой музыки. Нас нельзя назвать металлом, или альтернативой, или панком в чистом виде — мы стараемся жить «между» стилями. «БЕТОН» дает нам такую возможность именно как молодой, новоизобретенный стиль))

4.Насколько я понимаю, песня Александра Лаэртского «Культурист» записана группой «Белый шаман» с ведома и согласия автора. Интересно, как отнесся к этой просьбе Лаэртский, может, высказал какие-то пожелания группе, мнение о ее творчестве?

Да, безусловно с ведома и согласия. Мы писали её для трибьюта Александра Лаэртского. Впоследствии, правда, в сборник так и не вошли, но договорились, что выпустим её бонус-треком в новом альбоме, который должен выйти этой осенью. Александр Алексеевич отнесся к просьбе положительно и даже отказался от гонорара — только просил указывать его авторство, что мы всегда и делаем.

5.Медицинская тематика проступает в твоих произведениях регулярно. И в стихах, и в послесловии к ним, где говорится о медицинском происхождении термина humor. На логотипе группы — люди в медицинских масках. И конечно же, на ум приходит песня «Дайте, пожалуйста, скальпель!». Это что, случайно, или песня отчасти автобиографична? Или есть другие причины?

Честно говоря, не замечал, насколько регулярно она проступает)))) Видимо, это подсознательно. Юморист всегда в какой-то степени врач или, по крайней мере, диагност своего времени. И вообще, откуда наше название? Тут надо немного рассказать. «Белый шаман» — была такая повесть и такой фильм о докторе, который работал на крайнем Севере. Местные жители называли его именно белым шаманом. То есть в этом определении очень много — и загадка человека, который что-то знает, и его белый цвет — цвет светлый и издавна считающийся позитивным, и конечно, именно врачебная функция. Поэтому когда мы назвали коллектив именно так, а не иначе, нам потребовалось дистанцироваться от чисто «шаманской», оккультной интерпретации — мы сконцентрировались на таких атрибутах, как медицинские повязки на лице, на латинском девизе коллектива (он одно время был на заставке нашего сайта: Sapienti sat — умному достаточно, чтобы понять). Песня «Скальпель», по большому счету, как раз не о врачах, она обо всех людях. Поэтому она безусловно автобиографична, мне приходилось браться за работу, о которой я понятия не имел, но другой не было. Но, раз «Скальпель» добавляет некой «хирургичности» нашему облику — пусть так и будет. Закончу тем, с чего начал: юморист, как ни крути — врач…

6.Что для тебя черный юмор? Это благодатное поле для творческой деятельности, или нечто большее: желание дать слушателям «прививку от жестокости»? Или вообщее стремление привлечь внимание к серьезным проблемам?

Черный юмор — как лекарство. В разумных дозах помогает жить. В какой-то степени защититься от того насилия, которому сейчас человек подвергается практически всюду — на работе, в обществе, в перенаселенном городе или в заброшенной деревне. Что касается прививки от жестокости — я очень боюсь, что моих скромных сил тут недостаточно. Да и поздно. Потому что жестокость стала сродни какой-то хронической болезни, в которой человек живет и так свыкается с этой болезнью, что её уже не замечает. Но привлечь внимание, конечно, хочется, что я по мере сил и делаю. Хочется именно диагноз поставить — и обществу, и себе самому.

Хотя есть частный случай — в свое время я выпустил книжку «Энерготика», это такая пародия на готическое смакование смерти, увядания, распада и прочего. Тут я смеюсь не над распадом и смертью, а над тем, что многим нравится ими любоваться. Мне кажется, для живого человека это неестественно. Как говорится, «Живи живое». Но как можно вылечить эту «распадническую» патологию? Мне кажется, только юмором, а не скучными, пусть даже логичными, доводами. Причем мультипликационный юмор или юмор в стиле «Кривого зеркала» тут просто бесполезен. Поэтому частный случай только подтверждает общее правило — иногда черный юмор вполне может оказаться полезным. Главное, как и везде — соблюдать меру))

7.Ставишь ли ты перед собой в своем творчестве некие общественные задачи? Хочешь что-то «донести» до слушателя, заставить его думать о чем то важном, а может, и о чем то угрожающем, требующем от него безотлагательного решения встать на ту или другую сторону? Или пусть каждый слушатель истолковывает значение песен «Белого шамана» по своему (как это, вообще-то, и бывает с текстами многих групп), и это совершенно нормально и пусть так и будет? Вообще, часто ли тебя просят «разъяснить» значение того или иного текста? И как ты к таким просьбам относишься?

Трудный вопрос. Не потому, что не знаю, что ответить, а потому что не знаю, как ответить коротко. Я бы так… обтекаемо сказал: на данный момент моя единственная общественная задача — донести до слушателя то, чем я занимаюсь. Но в этой обтекаемости, на самом деле, и есть вся моя… философия, если можно так выразиться. Я хочу стать лучше сам. Это невыносимо трудно, с годами, кстати, все труднее. И вот о том, что меня без конца подстерегает на этой долгой и пока не очень удачной попытке, я рассказываю в песнях. Поэтому те, кто любит песни «Белого шамана», наверное, по-своему переживают те же проблемы, которые переживаю я сам. Тут есть место и для понимания «по-своему», и для некоего «общечеловеческого» понимания. Поэтому я никого не призываю к каким-либо резким движениям, я призываю заглянуть в самого себя. В нас самих, поставить себе определенный диагноз. А на чью сторону вставать, когда и в какие сроки, насколько это безотлагательно — пусть каждый решает сам. Разъяснить тексты у меня просят редко, но если просят, я обычно рассказываю, при каких обстоятельствах тот или иной текст был написан. Тогда появляется ясность. А до конца, наверное, нет смысла объяснять,чтобы дать слушателю личную свободу для интерпретации той или иной песни.

8.Для тех, кто еще не в курсе, расскажи хотя бы совсем кратко об истории группы «Белый шаман», и о том, какие люди и события оказали самое большое влияние на судьбу группы и ее творчество.

Ну начинали еще в школе, как панки в чистом виде — нравился мне и Лаэртский, и Летов, и Янка, и Монгол Шуудан. Потом, позже, стал ярым металлистом — слушал все тяжелое. Позже выкристаллизовались симпатии — ЭСТ, Облачный край, Клиника. От них, собственно, и пошло то, что мы сегодня делаем. Тяжелая музыка с «неметаллическими» текстами. Ну, а в настоящее время нельзя исключать влияния немецких коллективов — я работаю немецким переводчиком, и диплом защищал на одну из тем немецкой грамматики. Однако надеюсь, что несмотря на огромное количество симпатий и коллективов, на нас повлиявших, мы все-таки были и будем сами собой. На это хотелось бы надеяться.

А об истории поговорим в старости, на покое. Пока он нам только снится))))))))

Спасибо, Саш!